Всем добрый день! Всем добрый день! В эфире очередной выпуск подкаста «Языковые перекрёстки», в котором я, Фёкла-Екатерина Дорофеева, собрала для вас подборку трендов в изучении и преподавании иностранных языков.
Эта аналитика не претендует на абсолютную объективность, я просто хочу поделиться своими наблюдениями и некоторыми статистическими данными. Сразу скажу, что здесь не будет ничего про искусственный интеллект, хотя он несомненно тоже в топе обсуждаемых тем. Но о нём я хочу сделать отдельный выпуск.
Начнём, пожалуй, с вопроса, который актуален всегда - не потерял ли английский свою популярность в мире? В вопросах статистики по языкам в рунете очень любят приводить отчёты приложения Duolingo, хотя строго говоря, они тоже не очень объективны, так как основаны исключительно на интересах пользователей самого сервиса. У которого, как мы знаем, есть куча минусов, поэтому далекооо не все люди им пользуются. Или пользуются, как я, только для очень редких языков, потому что приложений для них почти нет.
Однако и в отчёте Duolingo я нашла некоторые пересечения со своими наблюдениями. Приложение идёт по пути расширения курсов на более продвинутый английский, и да, я бы сказала, что спрос на высокие уровни в английском действительно растёт, в т.ч. в русскоязычной среде. В ней, мне кажется, это связанно с тремя факторами:
Во-первых, это, конечно, миграция людей зарубеж. Это и релоканты последних лет, и те, кто уезжает на зимовку в тёплые страны. А последних, между прочим, тоже становится всё больше. И даже если ты приезжаешь куда-то на 3-4 месяца, невольно задумываешься о том, что хорошо бы иметь возможность без труда общаться с людьми вокруг.
Во-вторых, сказывается довольно большое количество уже существующих курсов, приложений и т.п. для начальных уровней. Их много. На любой вкус и цвет, что называется. Да, нельзя сказать, что они все отличного качества, но сам факт - выбор больше, чем у уровней выше В1. И как раз где-то на этом уровне люди начинают замечать, что они знают базовую грамматику, неплохо читают, смотрят сериалы в оригинале, но с разговорными навыками всё ещё беда. А говорить-то хочется. Свободная разговорная речь как Святой Грааль в современных подходах к изучению языков. И это стимул двигаться дальше, потому что, опять же, всё больше людей заинтересованы не только в том, чтобы заказать обед в номер отеля, но и суметь поговорить на рабочие темы или про свои интересы.
И третья причина, вернее, даже группа причин, сводится к внутрироссийской системе образования. Возможно, я сейчас скажу непопулярную вещь… и не буду никуда бежать в духе недавнего тренда в тиктоке)) Наше дорогое ЕГЭ тоже вносит свою лепту в повышение спроса на высокие уровни, особенно в английском. Его стабильно сдают гораздо больше выпускников, чем другие иностранные языки. И окей, 85 тысяч сдающих - это в масштабах страны не так много, но всё-таки это 14% выпускников. И цифры более-менее стабильные из года в год. Средний балл в 2024 году - 69,39, а набравших 100 баллов - 415 человек. Это больше, чем по истории, биологии или информатике.
При этом сам экзамен достаточно сложный, с разбросом заданий от А2 до В2. Но и тут есть нюанс. Куда же без него, когда мы говорим про ЕГЭ?)) Фактически в последние годы задания уровня В2 оказываются с заходом в С1. Это тоже очень хорошо видно по статистике 2024 года. Для тех, кто не знаком со структурой ЕГЭ небольшая ремарка: в экзамене по иностранному языку есть 5 частей: аудирование, чтение, грамматика и лексика, устная часть и письменная часть. Так вот, в этом году процент успешного выполнения заданий у раздела "Чтение" самый низкий. Организатор ЕГЭ, Федеральный институт педагогических измерений, объясняет это "общей тенденцией потери интереса к чтению у современных детей и подростков". Но педагоги, которые готовят детей к ЕГЭ и сами ходят его сдавать, могут сказать, что вообще-то задания там были сложноваты даже для В2. И так как ЕГЭ - это такой аналог русской рулетки, когда не знаешь, чего ждать, а потеря даже одного балла влияет на твоё будущее, целиться при подготовке и дальше будут в С1.
Насчёт одного балла и будущего я совершенно серьёзно, и тут мы приходим к другому моменту. Кризис кризисом, но у некоторой части населения страны деньги есть. И когда люди достигают определённого финансового уровня, у них появляется естественное стремление дать своим детям всё самое лучшее, включая образование. Конкуренция за места в лучших вузах страны растёт, про качество образования при этом много споров. Хотя бы потому что в тех самых вузах мы в последнее время наблюдаем некоторую "утечку мозгов", вплоть до закрытия целых направлений. В итоге даже те, кто не собирается эмигрировать, как запасной или даже основной вариант начинают рассматривать учёбу детей заграницей. А вместе с тем становятся актуальными и языки тех стран, к которым проявляется интерес.
Тут будет плохая новость для всех, кроме преподавателей восточных языков и английского. :) Если мы посмотрим на статистику поисковых запросов в Яндекс.Вордстат… Это такой инструмент, который часто используют маркетологи и все, кто что-то продаёт или оказывает услуги. Просто потому что так мы можем быстро узнать примерный спрос. Так вот, если в феврале-марте 2022 году статистика резко подскочила у запросов про учёбу в странах Европы и Америки… А у нас они традиционно рассматриваются, как места с априори классным образованием)) То в 2024 году показатели ниже плинтуса. Затоооо все рекорды бьёт Китай.
Говорит ли это о том, что надо бросать английский и бежать учить китайский? Я бы сказала, что нет, хотя всё зависит от того, что вы планируете в своей жизни. В китайских вузах есть программы и на английском языке, а для обучения на некоторых даже можно получить грант.
В целом мы, пожалуй, даже можем говорить об общемировом тренде на образовательную миграцию. Английский остаётся языком международного общения, поэтому всё больше англоязычных программ появляется не только в Китае, но и в других странах. Отчёты DuoLingo и других организаций тоже отмечают частотность изучения английского именно в образовательных целях.
Кстати, при всей популярности запросов про учёбу в Китае какого-то резкого увеличения изучающих китайский язык в этом году не наблюдается. Коллеги-китаисты говорят, что сейчас мы имеем уровень спроса, который подрос ещё в 2022 году и с тех пор вполне стабилен. Конечно же, с поправкой на сезонность в образовательной сфере. Статистика Яндекса это также подтверждает.
Ещё один тренд касается и высшего образования, и дополнительного, к которому как раз относятся иностранные языки. Это дистанционное обучение. Репетиторов этим не удивишь, многие в ковид вынужденно перешли в онлайн, а кто-то и раньше занимался по зуму или скайпу. Но локдауны вообще-то повлияли на наше общество сильнее, чем может показаться, причём некоторые процессы разворачиваются постепенно. В частности с каждым годом растут запросы на дистанционное высшее образование. В этом году их в 1,5 раза больше, чем в прошлом.
Здесь я вижу ещё одну причину внимания к зарубежному образованию, потому что российские вузы потихоньку открывают подобные программы, но их всё ещё очень мало. Тут, конечно, сказывается некоторая предвзятость (у многих даже к обычной заочке отношение как к недообразованию), медлительность бюрократических процессов в гос.вузах и, давайте будем честными, плохая адаптивность педсостава, который часто даже и не хочет осваивать новые технологии.
Однако, мне кажется, этот снежный ком уже не остановить. Люди распробовали удалёнку, поняли, что можно слушать лекции за завтраком, на беговой дорожке или во время прогулки, и это делает их здоровее и счастливее. В случае с иностранными языками это более чем реалистичный сценарий даже без потерь в качестве обучения. Хотя надо признать, что на студента в таком случае ложится ещё больше ответственности за свои знания на выходе. Потому что возможностей схалтурить, списать и т.д. у него появляется больше. Стоит ли это считать большой проблемой для образовательного процесса? Моё личное мнение - нет, потому что даже на очном обучении вы не можете проконтролировать, что останется в голове студента и как он этими знаниями будет пользоваться в дальнейшем. А разнообразие форм обучения даёт студентам возможность выбирать то, что им подходит больше всего и будет наиболее эффективно в их случае.
Рядом со всем этим стоит ещё один тренд, и кажется, он в нашем списке первый, у которого сейчас наблюдаются и откровенно негативные проявления. К началу 2025 года мы уже знаем, что у людей есть средние показатели обучаемости и развития нервной системы. И при этом есть разные отхождения от условной нормы в той или иной степени. За последние десятилетия нейронауки в этой теме далеко продвинулись, поэтому такие явления как РАС, СДВГ, дислексия и т.п. имеют достаточно подтверждений своего существования. При этом на фоне явно недостаточной выявленности имеет место и так называемая гипердиагностика. Люди склонны ставить сами себе и окружающим диагноз по аватарке. И жирный минус этой ситуации не только и не столько в том, что человек может занять позицию "я вот такой, потому что /вставьте нужный диагноз/ и терпите меня таким, мне пофиг". Куда хуже то, что таким образом теряется возможность что-то сделать с проблемой, которая на самом деле уходит корнями во что-то более… нейротипичное, скажем так.
Например, проблемы с концентрацией внимания могут возникать у взрослых в любом возрасте и откровенно мешать их обучению. И чаще всего причина не в СДВГ, а в банальном недосыпе, хроническом стрессе, иногда депрессии и т.п. Никакие танцы с бубном в исполнении преподавателя тут тогда не помогут. А ведь мы, опять же, можем наблюдать рост количества преподавателей, которые прямо заявляют о своей специализации на нейроотличных учениках. И чаще всего у них нет нужных компетенций, чтобы выявлять такие особенности.
С другой стороны симбиоз педагогики, или андрагогики в случае с обучением взрослых, и нейронаук в этой области - это интересное направление, которое может привести нас к более эффективным подходам в обучении и языкам тоже.
Примерно в той же плоскости, но с гораздо большим охватом аудитории потенциальных учеников, работают такие направления, как микрообучение и асинхронное обучение. Это на самом деле не новые форматы, но в 2024 году, опять же, интерес к ним сильно вырос и у преподавателей, и у изучающих иностранные языки. Уже есть внятные исследования мозга, которые показывают эффективность таких форматов для большинства людей. Правда, тут мы сталкиваемся, опять же, с предвзятостью у некоторых преподавателей прежде всего. Растёт она, как мне кажется, из того, что долгое время считалось - если ты решил чем-то заниматься, тебе надо отдаваться этому полностью. Если учиться чему-то, то как можно больше. А если нет желания сидеть часами над книгами, то ты недостаточно хочешь и вообще жертва эпохи интернета с клиповым мышлением. Разумеется, дисциплина нужна и важна. Но как очень точно выразилась одна моя коллега: "дисциплина через насилие над собой - это аутоагрессия. Вы силой собственной воли подавляете собственную волю". Так что искать обходные пути - через дополнительную мотивацию, смену формата обучения и т.п. - вместо перебарщивания с силой воли - это очень хороший и нужный нам всем тренд.
И последнее, о чём хотелось бы сказать, - это языковой коучинг. Да, такое тоже есть, хотя в последние годы мы чаще слышим про коучинг в сфере бизнеса и саморазвития. Но именно коучинг в изучении иностранных языков в этом году тоже побил все свои рекорды начиная с ковидного 2020 года. На первый взгляд может показаться, что отличий от обычных индивидуальных занятий у него и нет, но это не так. Взаимодействие двух сторон, эксперта и клиента, кардинально отличается от того, к чему мы привыкли в обучении. То есть здесь нет такого, что вы делаете ровно то, что вам сказали, и молча надеетесь, препод адекватный. У вас гораздо больше свободы выбора, а задача коуча помогать вам выявлять и преодолевать препятствия на пути к цели, которую вы себе ставите.
Всё это происходит через постоянный диалог, что также отличается от традиционных для нас методов, когда информация в основном передаётся от преподавателя к ученику. Это как раз история про то, что мы не навязываем человеку необходимость пройти весь учебник, даже если какие-то темы ему не интересны. Не заставляем его заниматься столько, сколько мы сами считаем нужным, даже если ему это тяжело или нужно жертвовать отдыхом и сном.
Минусы тут, однако, тут тоже можно поискать. Как я уже сказала, на изучающего язык в коучинговом подходе приходится гораздо больше ответственности, и это требует большей осознанности. По сути, лучше всего он работает у тех, кто уже неплохо справляется с самостоятельным изучением языка без внешних пинков в виде зелёной совы, но сталкивается с какими-то проблемами, которые не может решить без посторонней помощи. Также не каждый преподаватель способен взять на себя роль коуча, потому что для этого приходится гораздо сильнее вовлекаться в жизнь изначально совершенно чужого человека и при этом нужно иметь более широкие компетенции в том, что обычно называют soft skills.
Разумеется, все эти новомодные подходы могут сочетаться, и очень часто сейчас так и происходит, когда преподаватель решает, как выстраивать свою работу. Это с одной стороны позволяет эффективнее подстраиваться под запросы учеников и приводить их к нужному результату. А с другой рождает ситуацию, когда попробовав языковой коучинг или асинхронное обучение у одного специалиста, человек разочаровывается и не решается на подобное у другого. Хотя процесс обучения у двух разных преподавателей может очень сильно отличаться.
Спасибо, что дослушали этот пока что самый длинный выпуск подкаста. Надеюсь, он открыл для вас что-то новое и полезное. Помните, что изучение иностранного языка — это не только труд, но и удовольствие! Найдите то, что вам нравится, и пусть ваше путешествие будет интересным, комфортным и насыщенным!
До встречи в следующем выпуске!